Прозрачное маслянистое топливо получается путем вторичной нефтяной переработки или разделения жидкой смеси. В зависимости от метода переработки нефти и состава, в горючую смесь входят нафтены, предельные алифатические, ароматические углеводороды, а также примеси соединений серы, азота или кислорода.
История возникновения
В XIX веке для освещения жилья применялся светильный газ, а также жгли различные жиры, но они неприятно пахли, сильно коптили, оставляли нагар, светили не ярко и засоряли лампы. Для освещения жилищ приходилось убивать большое количество китов. С появлением фотогена началось массовое производство керосина, который быстро вытеснил жиры.
Первый нефтеперегонный завод был построен Ф. С. Прядуновым еще в 1746 году на реке, но работу предприятия затрудняла удаленность от цивилизации. Отсутствие прибыли привело к остановке производства.
В 1823 году на Кавказе была построена первая промышленная нефтеперерабатывающая установка братьями Дубиниными. Получаемое топливо в качестве нефтяного растворителя использовался в малом объеме, в основном, в аптекарском деле. Огромные запасы сливались в водоемы или выжигались в ямах.
В 1846 канадским физиком Абрахамом Геснером горючей смеси было дано название «керосин». Ученый продемонстрировал топливо для освещения без копоти в результате нагревания угля. Хотя в итоге получалась недешевая горючая смесь, тем не менее, его метод положил начало последующим опытам и исследованиям в этом направлении.
В 40 – 50 годах XIX века началось массовое использование продуктов нефтепереработки в промышленных объемах. Были получены патенты разными нефтепромышленниками, которые добились получение вещества из светлой нефти, угля и битума путем их нагревания и отгонки. В Англии заработала первая нефтеперегонная установка в 1851 году.
Первая лампа на керосине была изобретена в 1853 году и уже через год была официально запатентовано название «керосин». Лампы с использованием жира стали массово заменять на новые. Развитие керосинового дела привело к повышенному интересу к нефтедобыче. Началось строительство нефтеперегонных заводов.
В 1863 году в СПб было установлено 7 000 фонарей на керосине, благодаря Ласло Шандор. Через 2 два года в Москве французом Фредериком Боаталь было установлено 9 000 фонарей. Кроме приборов для освещения повысилась необходимость в производстве керосинок и примусов, широко используемых для приготовления пищи.
Керосин уступил свое лидерство бензину только в начале XX века из-за появления электроосвещения и производства двигателей. В 1950-х годах растворитель вновь стал востребован благодаря развитию авиации, так как авиакеросин идеально подошел для реактивных и турбовинтовых двигателей самолетов.