Вы могли себе представить, что всего два века назад ведущие европейские ученые считали нефть пригодной, разве что для обмазывания колес? В то же время на Северном Кавказе полным ходом шло производство самых разных нефтепродуктов. Братьям Дубравиным удалось получить из черной нефти светлую жидкость, которая нам стала известна как керосин ТС-1, и использовать ее для освещения и отопления, что положило конец использованию свечей, лучин и лампад.
Первые сведения о керосине привез из далекого Баку петербургский врач Иван Яковлевич Лерхе. Императрица Анна Иоанновна, хотя и не обрадовалась запаху, заинтересовалась пользой этого вещества. Ответ врача сохранился в истории до наших дней: в нем отмечалось, что верблюды, проходящие мимо Баку, излечивались от облысения, а люди, живущие там, пьют это вещество, избавляясь от каменной болезни, скоробута и ревматизма. Врач в своем отчете предположил, что даже моровая язва миновала Шемаханское царство, потому что испугалась крайне неприятного запаха керосина».
Керосин пережил несколько эпох, и с приходом электричества отошел на второй план. Однако до сих пор его используют в авиационной промышленности, применяя как реактивное топливо.
Многообразие сфер применения керосина ТС-1
Керосин ТС-1 — это самолетное топливо, применяемое не только в качестве углеводородного горючего. Он служит в двигателях хладагентом и применяется для смазывания деталей, функционирующих в топливных системах.
Спектр его применения более чем широк:
- его используют в устройствах для резки металлов;
- при обжоге фарфоровых изделий;
- для промывки разнообразных деталей и запчастей от загрязнений и ржавчины;
- в бытовых нагревательных и осветительных приборах.
Одним из самых полезных свойств керосина ТС-1 является низкая температура кристаллизации, что позволяет использовать его в качестве антигеля во избежание застывания дизельного топлива при низких температурах. Соотношение 1:4 керосина ТС-1 и дизельного топлива серьезно улучшает температурный режим использования последнего, при этом никак не ухудшая рабочих эксплуатационных и экологических характеристик.
Топливо ТС-1, являясь продуктом прямой перегонки, сохраняет свои качества в течение нескольких лет. Хранить его необходимо в герметических емкостях, исключая попадание воздуха к веществу. В ином случае ускоряются окислительные процессы, что негативно сказывается на свойствах горючего. При повышенной температуре эти процессы происходят интенсивнее, потому не стоит забывать и про температурный режим хранения, а также избегать попадания прямых солнечных лучей.
Вскрывая тару с керосином нельзя допускать использование инструментов, которые вызывают искру при ударе. В случае разливания топлива, его необходимо собрать в отдельную емкость, а место разлива промыть горячей водой и затем протереть сухой тряпкой. Если это произошло на открытой местности, то место разлива засыпают песком, который потом удаляется.